Как раз, когда я взялась писать материал про ассоциативные карты, мне в руки «случайно» попалась эта книга. Вальтрауд Киршке «Клубника за окном» (ассоциативные карты для коммуникации и творчества).
Мне была очень интересна история возникновения карт. Оказалось, что в семье «Ох-карт» есть карты с фрагментами работ Поля Гогена («Таити»), Иеронима Босха («Босх») и современных художников – Джоан Борегард («Борегард»), Андре Пулио («1001»), Эли Рамино и Марины Лукбяновой («Персонита»).
Искусство принимает совершенно другие, более доступные формы, и в компактной форме карточных колод максимально приближается к обычным людям. Если при созерцании монументальных полотен человек играет пассивную роль, то созерцание того же произведения в карточном формате может пробудить у человека собственный творческий импульс.
«Произведение искусства возникает не только в момент создания его автором, но и каждый раз рождается заново при его восприятии каждым конкретным зрителем, который, таким образом, тоже приобщается к процессу творения».
Самая первая колода «О» («Oh») задумывалась именно в аспекте «Искусства в карточном формате», но потом оказалось, что карты больше пригодны как идеальный инструмент для терапии, самоисследования и развития творчества.В книге много интересных примеров работы с картами (описаны реальные случаи из практики). Как и в жж-играх, очень интересно читать, как люди интерпретируют карты. Как выстраиваются новые связи, какие происходят открытия, какие возможности открываются.
Я с удивлением открывала огромный спектр ситуаций, в которых карты приходят на помощь. Это серьёзная исцеляющая работа. Вот, полюбопытствуйте.
В каких ситуациях используют ассоциативные карты:
– в терапевтической работе с детьми и молодежью
– в психотерапии взрослых
– при повышении квалификации и в наставничестве
– в групповых тренингах на креативность, коммуникабельность и развитие навыков руководителей
– в школах
– для восприятия окружающей вреды и воспитания в духе миролюбия
Ну а если не так серьёзно смотреть на мир и на карты, то в первых же главах прямо пишется, что карты – прекрасный способ провести время, поиграть с жизнью.
«Карточные игры учат нас размышлять о самих себе, они учат нас раскрепощению и высвобождают наш творческий потенциал».
В современном мире как никогда нужны умение быстро реагировать на любые изменения ситуации спонтанно, креативно и интуитивно. В играх с ассоциативными картами как раз и вырабатывается такое умение. А еще тренируются гибкость и фантазия, которые в жизни нужны в повседневной жизни при возникновении непредвиденных ситуаций.
А вот ещё интересная находка:
«Каждый, кто занимается ассоциативными картами, рано или поздно придет к удивительному выводу: многие карты, вытянутые вслепую, поразительным образом попадают в точку и отражают жизненную ситуацию игрока (настолько точно, что думаешь: «Это не может быть случайностью!») Это привело к тому, что в некоторых кругах метафорическим картам стали приписывать мифическую силу». Однако магической силы в картах нет, не стоит на них накладывать такую ответственность и спрашивать совета. Мудрость содержится в нас самих, мы – лучшие эксперты в своей жизни, а все эти слова и картинки лишь помогают нам пробудить интуицию, увидеть новые повороты, посмотреть с другой позиции. А вытащенная карта становится зримым воплощением потаённого знания о самом себе».
Важный вопрос – а как использовать карты в повседневной жизни? Вот ответ писателя С.Вейр:
Развитие личности невозможно без попыток заглянуть в собственное будущее, без мечтаний и формирования целей. Карты помогают мне разглядеть свои возможности! Если я ставлю перед собой какую-то цель, то, прежде, чем решиться на какие-то конкретные шаги, провожу анализ различных аспектов пути достижения этой цели с помощью шести карт. Тяну карту, которая показывает мою исходную ситуацию, кем я являюсь в момент. когда ступаю на путь к своей цели. Далее я беру карту, которая мне помогает прояснить некоторые аспекты моей цели или мечты. Третья вытянутая карта говорит мне о препятствиях на пути к моей цели, а четвертая карта помогает определиться с ресурсами для преодоления препятствий. Готов ли я воплотить свои задумки в реальности – на этот вопрос отвечает пятая карта. Последняя карта способствует выработке общего плана действий и реальных шагов для достижения цели. Этот план – не догма, а полезная система ориентиров на определённом этапе жизненного пути.
Карты «Сага» и «Мифы» часто помогают мне придать творчеству новый импульс. Отвлекаясь на минутку от работы, я вытаскиваю карту, и картинка, изображённая на ней, даёт новое, неожиданное направление моим мыслям. Даже карта, которую я уже не раз вытягивал до этого, приобретает для меня новое значение. Состояние, в котором я нахожусь, обуславливает смыслы, которые я нахожу в картах, и отражается в нюансах возникающей истории.
Мир образов питает мой дух и позволяет мне ступить на новую территорию и пересечь необжитую местность.
Даже если история, возникшая благодаря карте, не имеет определённого отношения к моей сиюминутной работе, всё равно в процессе работы с картами меняется моё видение проблемы, и я постепенно выбираюсь из трясины творческого кризиса.Точно так же, как я применяю карты для творчества, я использую их для решения каких-то житейских проблем; и здесь тоже история, возникшая благодаря картам, обычно не имеет отношения к реальной проблеме.
По мере пробуждения творческого потенциала расширяются и мои возможности видения, а в поле зрения попадают новые возможности решений. Возникающие решения являются побочными продуктами придуманной истории. Выявление скрытых резервов творчества означает открытие новых возможностей выбора, а вместе с этим – принятие во внимание новых решений.
Рекомендую эту книгу тем, кого манит мир ассоциативных метафорических карт. Кто хочет использовать карты в работе или саморазвитии и самопознании.