В интервью, которая взяла у меня автор «Квиллибрис» Лейла Сазонтова, обсудили, как автору развивать дисциплину, где искать мотивацию и нужно ли выбирать что-то одно, если интересуют сразу несколько тем.
— Ольга, вы много используете письменные практики и ведете дневники. Расскажите, пожалуйста, как ведение дневника может помочь писателю в творчестве?
— Дневник может разворачивать к писательству, позволяя установить с собой более крепкую связь, более точно наблюдать за состоянием и настроением, чтобы тонко настраивать состояние для письма. Или для того, чтобы найти как можно больше ответов на вопросы: «А что меня наполняет? Что дает мне силы, чтобы писать?» Дневник может стать тем местом, где можно официально ныть, жаловаться и обзываться плохими словами, чтобы выплескивать эмоции, освобождаться от них и находить время и пространство для письма. Как любая терапевтическая работа, дневник помогает лучше понимать себя, а значит подстраивать свою жизнь под те задачи, которые сейчас нужнее всего.
— Какие есть способы приучить себя писать регулярно? И если не получается выработать такую привычку, нужно ли себя заставлять?
— Если речь идет о письменных практиках, как и любую привычку, ее можно вырабатывать ведением коротких заметок. Например, писать одно слово или одно предложение, которым можно охарактеризовать прошедший день. И потом расширять это. У меня есть несколько приемов, которые работают для меня лично. Например, если я хочу записать что-то в дневник, я могу это сфотографировать, скопировать и вложить в специальную заметку, которая у меня так и называется — «В дневник». Это может быть канал в телеграме с сохраненными сообщениями или любое другое место, в которое удобно складывать информацию. В заметку я заглядываю вечером, когда у меня есть время вести дневник. Такое время я себе обязательно организую: это моя точка спокойствия, завершение дня, когда я включаю настольную лампу, сажусь и описываю мысли, чувства, события дня.
Заставлять себя однозначно не стоит. Если не получается приучить себя писать регулярно, можно «зайти» через ценности, через ответ на вопрос «Зачем мне регулярное письмо, что я хочу с его помощью развить, что может оно мне дать?»
— Знаю, вам близка идея сканеров, о чем много писала мотивационный спикер Барбара Шер. Как вы считаете, в писательстве есть место сканерам?
— Из сканеров могут получиться хорошие писатели, учитывая их разноплановые интересы. Это может стать неплохой стратегией: с утра поработать над книгой, потом выступить на мероприятии и заняться чем-то еще на протяжении одного дня. Кроме того, сканерам могут подойти необычные форматы: сочетание всяких несочетаемых штук. Например, если человеку нравится вязать и писать, то он может вести блог о вязании.
Нужно пробовать разные инструменты. Иногда помогает посвящать каждому проекту отдельный день. Кем бы человек ни был ― сканером или дайвером ― личную дисциплину нужно взращивать, выбирая подходящие инструменты. Если человек не любит «есть лягушек» по утрам, вспоминая Брайана Трейси, можно есть их по вечерам или не есть вообще. Нужно подбирать те механики и методики, которые подходят в данный момент и в данной жизненной ситуации, искать свое. Можно использовать и такой подход: выписать все интересные проекты, а напротив каждого из них указать, что конкретно можно сделать прямо сейчас. Например, если я пишу книгу, то сейчас можно подготовить ее структуру и придумать названия для глав. Или написать первую главу, дать ее прочитать подписчикам в соцсетях или друзьям, чтобы с помощью полученных отзывов вдохновиться на дальнейшие действия. Что с этим делать потом? При готовности действовать — брать любой из прописанных шагов, выполнять его и приближаться тем самым к цели. Некоторым людям в этом отлично помогает визуализация. Для этого можно взять магнитную доску, в строчку написать названия проектов, а справа от каждого проекта прикрепить магнитик. По мере выполнения дел продвигать магнитик на одну клеточку вправо. Так будет видно, в каких проектах идет движение, а по каким нужно постараться.
Не устаю повторять: все зависит от конкретного человека и от того, какие методы с ним работают. Если кому-то помогают мотивирующее чтение, то можно набрать какое-то количество книг по темам проектов и читать, воплощая идеи в реальность. Прочитав главу про писательство, можно написать отрывок книги. Прослушав книгу про маркетинг — подготовить свой сайт-визитку и так далее. Важно знать, что именно работает в каждом случае и обладать определенными инструментами, которые можно применять в нужный момент для достижения цели.
— Как строить личный бренд и вырабатывать экспертность тем писателям, у которых интересы меняются очень быстро?
— Человеку, у которого быстро меняются интересы, можно выбрать наиболее подходящую форму самовыражения: например, вести блог, где описывать все, чем он занимается и что происходит в его жизни. А потом этот блог может перерасти в книгу в формате дневника или писем. Существует огромное количество форматов, в которых можно предъявлять миру свою экспертность. Как показывает мой опыт, вся экспертность, которую вырабатывают сканеры, во что-то в конечном итоге перерастает, в какое-то дело, где все компетенции будут причудливо перекликаться и давать переключаться между разными аспектами деятельности. Так, в своем издательстве я реализую навык писателя, когда пишу для блога, навык спикера, когда веду вебинар или собираю встречи, навык радиоведущего, когда готовлю подкасты, навык организатора, когда собираю авторов для разных проектов, навык проджект-менеджера, когда веду проекты. Все интересы могут сливаться во что-то одно, если быть приверженным своему делу и продолжать делать то, что интересно. Спустя какое-то время можно будет сказать: «За последний год я выступил более чем в десяти конференциях, у меня было более тысячи часов сессий». Главное ― продолжать собирать свой цифровой портрет и не упускать возможность озвучивать свои компетенции.
— Может ли, на ваш взгляд, писатель работать одновременно над несколькими книгами? Если да, как эффективнее организовать этот процесс?
— Мне нравятся рассказы психолога и автора Андрея Курпатова о том, как он пишет книги. Когда набрано нужное количество материала, Андрей полностью меняет контекст, переезжает, несколько дней дает себе на то, чтобы войти в другой ритм работы, мысли, сознания. Мне этот подход кажется очень разумным: так можно добиться того, что ничего не будет отвлекать от процесса, который станет максимально эффективным. В этом случае можно писать и несколько книг одновременно, находя попутно для себя те методы, которые позволяют переключаться с одного проекта на другой. К примеру, если в жизни есть место бизнес-проектам и романтическим чувствам, то это может быть одна книга в жанре нон-фикшн, а вторая ― художественное произведение, роман. В конце концов можно все, что хочется и не запрещено законом. Важно одно: как лучше всего работает именно у конкретного автора. Чтобы это узнать, нужно провести исследовательскую работу, выделив для нее достаточное количество времени и сил.
— Как авторам совмещать основную работу, которая приносит доход, с личным творчеством, особенно, если оно не просто для души, но если автор хочет его монетизировать?
— Волшебной таблетки не существует. Нужно находить свой способ, свой путь. На протяжении последних 13 лет каждые три года у меня появлялся сын. Поэтому большую часть времени моей основной работой была организация жизни семьи с маленькими детьми, что занимает много сил. Но мне важно было заниматься своими проектами и творчеством. Я могла просыпаться раньше, в пять утра ― летом это совсем легко. В тишине и спокойствии я занималась своими делами. Главное для автора ― знать и чувствовать, насколько он готов посвящать себя творчеству и подбирать для этого удобное время. Джоан Роулинг писала с двумя детьми, совмещая творчество с работой, поскольку была матерью-одиночкой. Если отбросить жалость к себе, увидеть перед собой мечту и задаться целью к ней прийти, всегда можно найти способ. И вариантов, как правило, много, можно найти как минимум десять разных. Что касается монетизации результатов творчества, в первое время я бы не накладывала такое обязательство на творчество, чтобы не настал его преждевременный конец.
— В каких случаях стоит обучаться писательскому мастерству?
— Я верю, что талант нуждается в системной поддержке. Речь и о дисциплине, и об оттачивании навыков. Поэтому думаю, что учиться нужно и важно. Другой вопрос, как выбрать способ обучения – сработают и курсы, и чтение великих книг, и, конечно, практика.
— Как писателю развивать креативное мышление?
— Например, можно писать по десять идей в день. Обзавестись карточками и, соединяя их максимально нестандартно, создавать новые идеи. Играть в разные настольные игры. Ходить новыми путями. И подмечать разные интересные моменты в жизни.
— Как автору справляться с критикой своего творчества и особенно с критическими комментариями в сети?
— Защищать и отстаивать себя в блоге. Если автора критикуют на его же площадке, он имеет право заблокировать любого критика с непрошенной обратной связью. Важно дать себе право не читать негативные комментарии в других источниках. Или же идти туда, полным сил. И заодно узнавать – а тот человек, который написал такой комментарий, он точно специалист, который разбирается в моей теме лучше меня? Я бы посоветовала и заручиться поддержкой, и окружить себя для баланса положительными комментариями. И постоянно повышать качество своих текстов, чтобы критикам нечего было сказать.
— Начинающим авторам бывает непросто начать показывать свое творчество. Есть ли техники, которые помогают преодолеть этот барьер?
— Важно помнить, что всем страшно: психологам, которые ведут первые сессии, тренерам, которые выходят на первые тренинги, радиоведущим, которые выходят в первые эфиры. Если вам важно то, что вы делаете, если вы понимаете, зачем вам это и знаете, что мощь вашего слова может менять жизни других людей, – пишите и показывайте свои творения миру. Можно завести себе часы для переживаний. Договориться с собой, что переживать разрешено каждый день с 19:00 до 19:15, а в остальное время не тревожиться, писать и выкладывать тексты. Это лучшая практика. В книге про биографию Джулии Кэмерон «Взять хотя бы меня» я узнала, откуда взялись утренние страницы и почему Джулия рекомендует выписывать мысли именно на трех страницах. Ее агент рекомендовал писать ровно по три страницы каждый день, что бы ни происходило: «Ты отвечаешь за количество, за качеством пусть следят высшие силы». Думаю, это так и работает. Три страницы в день – это 90 страниц в месяц. Это хорошее количество, и его важно предъявлять миру!
— В контексте привычек хочется упомянуть писательский поток ― существует ли он на самом деле?
— Я не думаю, что существует писательский поток. Я умею попадать в состояние, когда мне легко пишется. Однако если это состояние я буду соотносить только с музой или вдохновением, то я не справлюсь с задачей. Вход же в это состояние ― это вопрос силы воли и дисциплины больше, чем таланта и творческого потока.
Думаю, каждому писателю важно составить свои ритуалы, которые помогают настроиться. Для кого-то сработает запах, который будет включать мозг в работу. Кому-то нужны наушники и определенная музыка. Кто-то уходит в кафе, кто-то зажигает свечу. Найдите то, что будет настраивать на работу вас. И пусть эта работа будет приятной!
Интервью взяла: Лейла Сазонтова
Дата публикации: 10.04.2023