Представьте: у вас есть цель или мечта, и вы начинаете двигаться к ней, и вдруг у вас пропадает вдохновение. Вы начинаете думать, что у вас не получится. Может, это знак от мира, что вы идете не туда? Может, и не надо было начинать? Знайте: это нормально. Вам нужно знать про эмоциональный цикл перемен, который описали психологи Дон Келли и Дэрил Коннор. Этот цикл включает пять этапов переживаний:
⠀⠀⠀⠀
1) Необоснованный оптимизм.
2) Информированный пессимизм.
3) Момент отчаяния.
4) Информированный оптимизм.
5) Успех и самореализация.
Элизабет Гилберт в книге «Большое волшебство» живо и искренне описала этот цикл.
«Я продолжала работать. Я продолжала писать.
Меня продолжали не публиковать – ну и ладно, зато я продолжала учиться.
Самым большим плюсом этих лет, проведенных в полной собранности и уединенной работе, было вот что: я научилась распознавать некие закономерности творческого импульса, а точнее, начала распознавать закономерности, присущие мне. Я заметила, что у моего собственного творческого процесса есть определенные психологические циклы и эти циклы похожи один на другой.
Я научилась говорить себе: «Подумаешь. Это неизбежный этап работы – когда начинает казаться, что лучше было вообще не начинать. Помню-помню. Я всегда прохожу эту стадию». Это когда я с энтузиазмом бралась за очередной проект, но через пару недель чувствовала, что начинаю падать духом.
Или: «Вот я и на этапе, когда говорю себе, что никогда больше не напишу связного предложения».
Или: «А это стадия, когда я ругаю себя за то, что я такая ленивая и никчемная».
Или: «Это стадия, когда я начинаю ужасаться, представляя, какими разгромными будут рецензии, даже если текст вообще когда-нибудь напечатают».
Или после окончания проекта: « А в это время я всегда паникую, чтоб больше никогда не смогу ничего написать».
За годы усердного труда я обнаружила, что если не поддаваться панике и просто продолжать работать, то можно благополучно миновать каждую из стадий тревоги и перейти на следующий уровень. Я утешала себя напоминаниями, что такие страхи – это стандартная человеческая реакция на встречу с неизвестным. Если мне удавалось убедить себя, что надо продолжать, что мы созданы для встречи с вдохновением, что это вдохновение хочет с нами работать, то удавалось и пробраться по этим эмоциональным минным полям, не подорвавшись до окончания работы.
Иногда в такие моменты я почти слышала, как творческая сила говорит со мной, тонущей в пучине страха и сомнений.
Останься со мной, говорила она. Вернись ко мне. Доверься мне.
Я решила ей довериться.
И самое важное что у меня было, мое непоколебимое ощущение счастья, опиралось на прочность этой веры.
Особенно элегантный комментарий по поводу этого инстинкта принадлежит нобелевскому лауреату Шаймусу Хини, который сказал, что, когда учишься писать стихи, не нужно ожидать, что сразу получится хорошо. Начинающий поэт опускает ведро только до середины колодца и раз за разом вынимает его пустым. Разочарование велико. Но все равно нужно продолжать. После долгих лет упорного труда, сказал Хинн, «цепь вдруг неожиданно натянется, дёрнет, и вы погрузитесь в воду, вас потянет на глубину. И тогда старайтесь не утонуть в собственных глубинах».