Из книги Питера Брегмана «18 минут: как повысить концентрацию, перестать отвлекаться и сделать по-настоящему важные дела».
«Я решил поставить недельный эксперимент. Отказаться от многозадачности и посмотреть, что получится, какие приемы мне помогут и смогу ли я выдержать.
По большей части у меня получилось. Разговаривая по телефону, я больше ничего неделал. Во время встречи был сосредоточен на происходящем. Любые перерывы – электронное письмо, стук в дверь, звонок – откладывал до завершения текущего дела.
Подводя итоги эксперимента в конце недели, я сделал шесть выводов.
Во-первых, это было просто замечательно. И особенно явно ощущалось во время общения с детьми. Я отключил телефон и обнаружил, что целиком и полностью сосредоточен на них. До этого мне не приходило в голову, как сильно отключаешься, делая короткую паузу на проверку электронной почты. Не смейтесь, но я в первый раз в жизни заметил красоту листьев, летящих по ветру.
Во-вторых, я серьезно продвинулся в сложных проектах. В тех, для которых нужно много думать и проявлять упорство и от которых я часто отвлекаюсь. Вроде писательства и разработки стратегий. Я не разрешал себе отвлекаться и не бросал их, когда становилось трудно, и в итоге сделал многое.
В-третьих, в моей жизни стало гораздо меньше стресса. Исследования показывают,что многозадачность не только неэффективна, но и вызывает психологические сложности.Я убедился в этом на собственном опыте.
Делать одно дело проще. Не нужно удерживать несколько мячиков в воздухе. И меня успокаивала возможность завершить одно дело,прежде чем начинать другое.
В-четвертых, я перестал соглашаться на то, что не казалось мне достойной тратой времени. Часовая встреча стала бесконечной, а бесцельные разговоры «вокруг да около» – невыносимыми. Иными словами, я стал сосредоточиваться на задачах с прицельной точностью.И потеря времени стала неприемлемой.
В-пятых, я стал очень терпеливым в отношении того, что считаю полезным и приятным.
Слушая Элинор (жену), я никуда не торопился. Начав мозговой штурм ради трудной задачи,я отдавался ему целиком. Другие занятия не отвлекали меня, и я мог целиком погрузиться в свое единственное дело.
В-шестых – и, возможно, это самое важное, – никаких недостатков не обнаружилось. Отказ от многозадачности не вызвал никаких потерь. Ни один проект не остался незавершенным. Я никого не разочаровал, не подняв трубку или не ответив на письмо сразу после получения.Поэтому удивительно, что от многозадачности так трудно отказаться. Мы ничего не теряем.»
И далее
«Как же сопротивляться соблазну многозадачности?
Во-первых, очевидная рекомендация: лучший способ избежать помех – устранить их.Я часто начинаю писать в шесть утра, когда ничто не может меня отвлечь. Я отключаю компьютер от интернета и выключаю телефон. Если я в машине, то оставляю телефон в багажнике. Крайности? Возможно. Но большинству из нас лучше перестраховаться.
Во-вторых, менее очевидная: используйте собственную нетерпеливость в своих интересах. Устанавливайте нереалистичные дедлайны. Сокращайте встречи наполовину. Попытайтесь выполнить задание за треть времени, которое на него потребуется.
Дедлайн – отличный способ двигаться быстрее. Тогда ничего не остается, кроме как сосредоточиться на делах. Вы видели спортсменов, набирающих сообщения во время бега?Предположим, у вас всего полчаса на презентацию, а вы хотели выделить на нее час. Вы возьмете трубку, если кто-то вам позвонит?
Многозадачность связана со стрессом, а однозадачность с целью уложиться в срок может его сократить. Иными словами, давая себе меньше времени на разные задания, выможете стать продуктивнее и спокойнее.
Наконец, полезно помнить, что мы не совершенны. Иногда нормально сделать пару дел одновременно. Когда я заканчивал эту главу, мой двухлетний сын Дэниел вошел в кабинет,забрался ко мне на колени, улыбнулся и сказал: «Можно мне посмотреть про монстров?»
Ну и вот. Я набираю это предложение на левой стороне экрана, а Дэниел сидит у меня на коленях и смотрит «Корпорацию монстров» на правой. Иногда многозадачность неизбежна.»