Первая часть рецензии: кто такая Шонда, с чего началась книга, почему мечтатели – лузеры.
Шонда Раймс – женщина-исполин. С удовольствием пишу о её книге «Год, когда я всему говорила «Да!»».
Как вы всё успеваете?
Единственный честный ответ на этот вопрос звучит так: «Никак! Я не успеваю. Какой бы успешной вы меня себе ни представляли, я постоянно проваливаю разные сферы своей жизни.
Если я убиваюсь над сценарием шоу “Скандал”, то пропускаю вечерние ванны моих детей. Если я шью дома костюмы детям на Хэллоуин, то задерживаю сценарий, который мне сейчас надо писать. Если я получаю престижную награду, то пропускаю первый урок плавания у моего ребёнка. Если я нахожусь на выступлении моей дочери в музыкальной школе, то пропускаю съёмку последней сцены, в которой снимается Сандра О, она же Кристина в «Анатомии страсти”.
Когда я успешна в чём-то одном, совершенно точно я провалюсь в чём-то другом. Нет никакого баланса».
Со всем этим надо справиться: и с тем, что только мечтать – бесполезно, и с тем, что нет никаких идеальных картинок. Нет женщин, успешных и в работе, и в материнстве, и во всём сразу.
Волосы как у Уитни
Шонда пишет, что четыре года своей старшей школы она каждое утро по четыре часа проводила перед зеркалом. Она пыталась сделать так, чтобы волосы выглядели, как у Уитни Хьюстон. Часы жизни были отданы тому, чтобы распрямить маленькие локоны. Тонны лака уходили на то, чтобы зафиксировать причёску.
Через пять лет после выпуска из колледжа Шонда попала в салон-парикмахерскую в Лос-Анджелесе и решила спросить, как сделать такую же причёску, как у Уитни. Она рассказала своему мастеру про тот ежедневный четырёхчасовой ритуал перед зеркалом. Мастер посмотрела на неё и засмеялась. Отсмеявшись и вытерев слёзы, она сказала: «Милая, у Уитни был парик! Я сейчас покажу тебе каталог, и ты сможешь найти такой же».
После этих слов Шонда уже ничего не слышала. Она была абсолютно потеряна, думала о потраченных часах и галлонах геля и лака… Если бы она только знала! Если бы хоть кто-нибудь ей сказал! Ведь её волосы никогда не стали бы такими же, просто потому что у Уитни был парик!
Эта история – о том, что мы можем тратить много-много времени вместо того, чтобы однажды взять и спросить, как же люди достигают того, что нам очень нравится. А ещё то, что мы иногда считаем провалом (не получается сделать причёску!) не является на самом деле провалом. У нас просто нет парика.
«Да» добрым словам о себе
Главный редактор журнала «Elle» однажды устроила вечеринку и пригласила несколько потрясающих женщин, и рассказывала про их достоинства и достижения.
Тут Шонда заметила одну интересную вещь: про кого бы ни говорили, что бы ни говорили, реакция всегда одинаковая – либо смущённый смех, либо отрицание. Ни одна из женщин не могла спокойно принимать, что о ней говорили что-то хорошее.
Умеем ли мы принимать комплименты спокойно, без отрицания, без лишнего смущения? Умеем ли мы просто говорить «Да» хорошим словам про нас?
Шонда, конечно же, не смогла обойтись без смешной истории. Однажды она ехала в лифте с мужчиной, сделавшим комплимент её платью. Она говорит: «Я только начала тренироваться принимать комплименты. Всё, что мне нужно было сделать – это сказать спасибо, улыбнуться и заткнуться, потому что иначе начинаются оправдания или отрицание».
«Какого красивого цвета у вас платье!» – сказал мужчина. Как же она смутилась! «Что-о-о?» – переспросила она. Причём спросила не мило, не флиртующе, а очень громко и длинно. «У вас очень приятный цвет платья» – повторил мужчина. В итоге Шонда его напугала – видимо, своей отчаянной улыбкой. Он вылетел из лифта и быстро убежал.
После этого Шонда пошла к своему гинекологу. Во время осмотра гинеколог сделал комплимент состоянию её здоровья. Шонда говорит: «Я держалась изо всех сил, но сумела сказать спасибо, улыбнуться, промолчать и больше никого не напугать».
Учитесь, пожалуйста, принимать комплименты!
Скажите «Да» слову «Нет»
Я записала это для себя большими буквами: «Нет» – это полное предложение. После слова «Нет» нам не нужно никаких оправданий, никаких объяснений – ни-че-го!
Как Шонда выбирала актрису на роль Кристины (сериал «Антомия страсти): она пересмотрела множество девушек, но ни одна из них не подходила на 100%, ни одна не зажигала так, чтобы Шонде хотелось писать под неё сценарий. И вроде бы остановились на одной, но не как будто тоже было что-то не то.
В какой-то момент директор по кастингу позвонила и сказала: «Шонда, ты теряешь время. Ты тратишь ресурсы. Актёры не будут больше ждать, и их заберут в другие шоу. Это может произойти в любой момент.
Ты сейчас замерла, потому что не говоришь то, что хочешь сказать. И ты, и я знаем, что тебе не нравится эта актриса. Тебе надо только сказать, чтобы мы могли двинуться дальше и выбрать кого-то, кто тебе понравится. Это твоё шоу. Если ты примешь кого-то, кого не хочешь принимать, это будет уже не твоё шоу. Поэтому тебе нужно просто сказать “Нет”».
В итоге состоялось совещание. Кто-то попробовал переуговорить Шонду, сказать, что она не права. Но в конце концов она сказала «Нет». И на следующий же день в студию зашла Сандра О. Так родилась Кристина – один из сильнейших персонажей шоу «Анатомия страсти». Шонда часто упоминает её в своей книге, потому что это действительно очень сильная, красивая во всех смыслах женщина, в чём-то даже ролевая модель для самой Шонды.
Ура сложным разговорам!
Ещё одно сильнейшее «Да», которое сказала Шонда – это «Да» сложным разговорам. Ей удалось полюбить неприятные и неуютные разговоры.
«Я могу и хочу об этом говорить, – пишет Шонда, – потому что неважно, насколько сложным будет разговор. Я знаю, что по другую сторону сложного разговора лежит мир, знание, правильный ответ и разрешение всех недопониманий. Там лежит свобода, и чем сложнее разговор, тем больше эта свобода».
Ну, скажем, кто-то говорит на первый взгляд приятные, но одновременно ужасные слова, от которых пахнет пассивной агрессией. Как правило, такие «милые» высказывания очень цепляют. «Обычно моя реакция – просто закрыться и больше никогда не общаться, – говорит Шонда. – А сейчас я говорю: “Скажи, пожалуйста, а что ты хотел этим сказать?” И говорю это спокойно. Это останавливает людей, и они начинают слышать, что несут в мир».
Одна подруга, с которой Шонда чем-то поделилась, пробормотала себе под нос: «Ну что ж, тем хуже для тебя». Шонда переспросила: «Что ты хотела этим сказать?» Подруга подняла глаза: «Что?» – «Ты сказала, что тем хуже для меня. Что ты хотела этим сказать?»
Оказывается, подруга считала, что никто никогда не слышит её бурчания, и даже не подозревала, что её внутренний монолог, внутренняя горечь прорываются наружу. Она очень искренне извинилась и поняла, с чем ей нужно работать. Оказалось, что к Шонде это не имеет отношения. Вот так можно не терять людей и приоткрывать им что-то новое про них!
Шонда пишет: «Я стала жадной до этих сложных разговоров. Может быть, потому, что жизнь становится гораздо спокойнее, когда ты нарываешься на эти сложные беседы. А ещё потому, что стало легче просто поговорить, а не заедать стресс тортиком, например, и не держать в сердце тяжёлые чувства».
Шонда в итоге приклеила на зеркало в ванной бумажку, где написано: «Я могу сказать это или заесть это».
Сложные разговоры – это не совсем про счастливый конец. Когда мы говорим то, что думаем, мы уходим глубже, чем обычно, и результат может быть разным. Нужно к этому привыкнуть.
Вам нужно знать, в какой момент сложного разговора вы скажете «Нет». Вам нужно знать, когда вы скажете: «Со мной это не работает». Вам нужно знать, когда вы скажете: «С меня достаточно!» Вам нужно знать, когда вы скажете: «Оно того не стоит» или «Ты того не стоишь».
Шонда пишет: «Чем больше я говорила то, что думала, тем больше была готова нырять в сложные разговоры. Чем больше я была готова говорить “Да”, тем меньше позволяла людям, опустошающим меня и не делающим счастливой, влиять на меня и вообще заходить в мою жизнь». И это сильно! Похоже, я теперь тоже полюблю сложные разговоры.
Продолжение: Шонда Раймс о материнстве.
- Книга на Озоне
- В Лабиринте
- Электронная на ЛитРес