Материал с Зап и Яной Франк в журнале Жить интересно!

Сказать честно, я не раз думала, что со мной что-то не так. Нормальные люди живут нормальной жизнью: учатся в школе, поступают в вуз, выбирают себе работу, иногда эту работу меняют, ездят в отпуск, покупают квартиры и машины, рожают детей. А у меня какое-то вечное шило в одном интересном месте.

Как я познакомилась с собой

Когда мне было пятнадцать, мне очень захотелось открыть компьютерный клуб — и он открылся (первый в городе). Потом мне очень захотелось сделать журнал, потом — открыть по франшизе танцевальную школу, а потом проводить в Перми игру «Дозор», и кафе открыть (как здорово, что рядом всегда были надежные мужчины, в партнерстве с которыми получались прекрасные проекты). И параллельно читать сотни книг, учиться на разных курсах и тренингах, рукодельничать всеми возможными способами, самой кого-то учить.

Однажды я наткнулась в интернете на очень интересный материал. Автор — молодой человек по имени Иван Пирог — рассуждал о том, почему же системы управления временем прекрасно работают для одних людей и совершенно не работают для других.

Я читала эту статью и расцветала: оказывается, я не одна такая ненормальная, кого любые системы сами по себе повергают в глубочайшую тоску. Не только я не представляю себя офисным служащим с фиксированным рабочим графиком. Оказывается, все люди на земле делятся на рационалов и иррационалов. Первые умеют разложить свою жизнь по полочкам, составлять планы и четко следовать им. Это для них пишутся классические книги по тайм-менеджменту. Это они часто становятся гуру и профессионалами в своих областях.

Зато вторые превращают жизнь в игру, чтобы жить было не скучно. Да, их работоспособность зависит от настроения, да, термин «творческий беспорядок» придумали именно они. И все же такие люди есть. И часто они достигают успеха в очень разных областях жизни. Одновременно. Они успешны и в бизнесе, и в знании языков, и в игре на музыкальных инструментах, и в фотографировании, и в работе со словом, и в путешествиях. Просто про них мало знают и мало пишут.

Чтобы стать успешным иррационалом, нужно просто понять, что ты такой, да. И переделывать себя не надо. Нужно знать свои сильные стороны и планировать свою жизнь немножко по-другому. Кстати, об этом Иван Пирог рассказывает в другой, тоже очень интересной статье «Спонтанное планирование и жизнь в потоке».

Чем же рационалы отличаются от иррационалов?

Рационалов можно сравнить с машинистами поездов. Они планируют маршрут, время и продолжительность остановок на промежуточных станциях. Прибывают в пункт назначения с точностью до минуты и очень не любят непредвиденных задержек поезда.

Великий потенциал рационалов: стать большими профессионалами в одной выбранной области. Они действуют продуманно и выполняют намеченное в срок. Их ценят за качество проделанной работы, пунктуальность и скорость.

Успешные рационалы — тот самый образ, к которому страстно, но безуспешно, стремятся иррационалы. Стремятся, поскольку не знают о своем потенциале и о том, как его реализовать.

Иррационалы похожи на водителей автомобилей, которые в любой момент могут отклониться от намеченного пути и поехать другой дорогой. Например, если впереди маячит пробка, они быстро сворачивают и объезжают ее. Если вдруг позвонил родственник по срочному делу, они разворачиваются и едут в обратную сторону.

Быстро реагировать на непредусмотренные ситуации машинистам поездов гораздо сложнее, чем автомобилистам. Зато они чаще достигают пункта назначения, чем водители, постоянно меняющие направление.

Великий потенциал иррационалов. Успешные иррационалы — редкость. Но если они попадаются, то до глубины души удивляют окружающих. Это люди, успевающие учить несколько языков, управлять тремя бизнесами, заниматься двумя видами спорта, уделять время семье, посещать новые семинары, путешествовать, общаться с новыми людьми, за день бывать в самых разных местах, изучать несколько очень непохожих областей деятельности и так далее.

То есть, они успешны в очень разных областях и создают впечатление людей, которые умудряются делать сто дел одновременно.

Любопытный факт: соотношение рационалов к иррационалам на планете Земля приблизительно 49 % к 51 %.

Как же я ошиблась!

Я причислила себя к иррационалам и вздохнула с облегчением. С тех пор моя жизнь изменилась, я продолжала пробовать разные пути и способы продвижения к моим мечтам, в том числе много ценного я почерпнула из книги Яны Франк «Муза и Чудовище. Как организовать творческий труд».

Тогда я подумала: вот он, пример успешного иррационала! Но я здорово ошиблась. Оказалось, иррационалы — далеко не всегда «улетевшие» творческие люди. И самые творческие из творческих людей иногда бывают железобетонными рационалами.

франк

 

Вот что мне написала Яна Франк в ответ на просьбу поделиться секретами «иррационального» образа жизни, мыслей и творчества:

— Странно, я, во-первых, считаю, что всю жизнь занята одним делом (я рисую), а то, что художник может попробовать приложить свое творчество ко многим вещам, от шелкографии до веб-сайта, это ведь даже в стандартное художественное образование входит — разве это разные дела?

В моей семье у многих просто с детства было такое представление об «общем развитии» — бабушка так учила в гимназии латынь, что хватило на то, чтобы потом 20 лет преподавать в университете, при этом она это никогда не считала ни своим призванием, ни профессией. Мы все занимались по 10 лет музыкой и играли на инструментах, хотя и музыкантом никто быть не собирался. И все рукоделия из «энциклопедии рукоделий», по мнению бабушки, нужно было уметь, даже не для того, чтобы делать, а чтобы понимать, достаточно ли хорошо выполняет их прислуга. Поэтому, например, написать книгу о своем опыте (каком угодно, в любом деле) считалось базовым умением — систематизировать свой опыт и выражать свои мысли всех учили лет с восьми.

И разве это не рациональный путь – когда пробуешь и прикладываешь к себе разные системы (в том числе организации времени), потом анализируешь опыт, пытаешься понять, почему это не сработало. Пытаешься подкручивать конкретные детали, потом опять подводишь итоги и осмысляешь опыт. У меня дома тысяча мелочей для всех видов творческой деятельности, но они живут на стеллажах, где стоят в ряд подписанные коробки — на каждой коробке — перечисление содержимого. У меня даже полки с одеждой в шкафу подписаны. И все ящички на комодах. Какой же я иррационал? :-)

Я написала книгу о том, как упорядочить творческий труд! Я придумала свою систему, как спланировать любую работу, включая творческую! У меня самое позднее в воскресенье есть ВСЕГДА готовый полный план (с точностью до нескольких часов) на всю следующую неделю!

Я обожаю убираться. Я не могу думать в беспорядке. Если у меня серьезная проблема, или трудная задача, над которой надо хорошо подумать, я должна сделать генеральную уборку, потому что я могу хорошо думать только в полной пустоте и чистоте. Отсутствие контроля над ситуацией меня убивает! Я панически боюсь ситуаций, когда у меня нет заказов на восемь часов в день минимум на полгода вперед — т. е. по сути, хоть я и фрилансер официально, фрилансерский образ жизни — не для меня. Самый страшный стресс для меня — если кто-то или что-то вклинивается в мои планы, и я не могу продолжать начатое, а также не узнаю немедленно совершенно точно, когда это кончится, чтобы я смогла снова вернуться к намеченному.

И я всегда занималась одним и тем же делом — хоть и подъезжала к нему с разных сторон. Не арт-директором в агентстве — так арт-директором своего собственного бизнеса, если не журнальные иллюстрации — так книжные, или оформление предметов и т.д.

И я всегда спокойно отношусь к однообразной работе. Поэтому меня никогда не раздражает необходимость отправить несколько часов уже отработанной рутины в мусорную корзину и сесть переделывать на столько же часов. Я флегматично говорю: «Все равно я собиралась рисовать до конца моей жизни, какая же мне разница — еще трое суток старое перерисовывать или рисовать новое?»

И я знаю, что у меня будет на ужин всю неделю. Я каждый день считаю съеденные калории — все до единой! Мои друзья знают очень точно, где я, потому что план мой вырублен в камне: в среду и пятницу я иду на спорт в означенное время, которое навсегда вписано в мой календарь, потом я ровно 55 минут оттуда топаю пешком до дома. В эти дни в 12 приходит моя практикантка, с нею я в конце дня выхожу в сторону этого спорта. К 12 я успеваю сделать почту для магазина и съесть завтрак, который всегда состоит из одинакового набора продуктов, калораж которых я знаю до копейки.

В четверг я работаю с 12 до 4, потом иду в спортзал, бегать ровно две серии сериала, который я смотрю на английском. Список, что я буду смотреть, ближайшие примерно 300 серий можно посмотреть в моем экаунте в «видеотеке», откуда мне автомат присылает следующее, когда я досмотрю предыдущее. Ну и так далее. Ну какой же я иррационал? :-)

И языков я не знаю — русский и немецкий у меня родные. А английский я учила сама — так я до более или менее нормального состояния его доучивала лет пятнадцать. И он у меня до сих пор плохой. Вот, поправляю, смотря сериалы на английском.

Короче — я просто никак в этой системе не могу определить себя как иррационала. У меня даже хобби все одинаковые — они ВСЕ как-то сводятся к переработке моих иллюстраций во что-нибудь :-)

Книги Яны Франк:

Муза и Чудовище
Как организовать творческий труд
Отрывок из книги

Муза, где твои крылья?
Как отстоять свое желание сделать творчество профессией и научиться жить на вдохновении, не оборвав Музе крылья.
Отрывок из книги

365 дней очень творческого человека
Ежедневник для тех, чьей работой руководит Муза.
Отрывок из книги

12 времен года, Или Все, что имело значение в этом году
Ежедневник для нелинейно мыслящих людей.
Отрывок из книги

P. S. Книги — это всего лишь описание опыта. Каждая из моих книг писалась, когда весь текст книги уже полностью был сложен у меня в голове, я точно знала, что и в каком порядке я буду писать, все мысли были продуманы и проговорены по сто раз. У каждой из моих книг до начала написания было название. Я садилась, писала оглавление (с налету, в один присест) и потом по пунктам расписывала каждую из глав. Пробегалась потом два раза спел-чекером — и все. Потому что все уже было сто раз решено в голове — оставалось только записать :-) И это ведь книги о том же — о моей работе и о том, как бы поэффективнее ее делать.

Полная свобода: движения, путешествий, занятий, любви и творчества

Я продолжала исследовать себя, развиваться в разных направлениях, учиться новому. Больше всего мне нравилось встречаться с интересными людьми, разговаривать с ними, расспрашивать про их жизни. Многому в процессе этих разговоров получалось учиться. И с каждым таким разговором, с каждой такой встречей я раскрывала новые грани себя. Расширяла границы комфорта, начинала делать новое. И вот недавно я устроила себе встречу с безграничной Свободой. И почувствовала, что впереди ещe столько интересного и нового, и поняла, что исследование и поиски себя — это бесконечно долгий и настолько же бесконечно интересный процесс.

А к Свободе я прикоснулась во время трехдневного общения с Зап.

Впервые я увидела Зап в этом видео.

Вскоре оказалось, что эту девушку знает почти весь мир. Так я вышла на блог Зап. И мне очень захотелось познакомиться с нею. Во многом то, что пишет Зап — вызов для меня и выход за рамки привычного и устоявшегося. А туда так хочется шагнуть!

зап

Жонглер, уличный артист, фото- и бодиарт-модель, учитель йоги и бродяга-космополит, проявляется в этой реальности затейливо и неудержимо.

Зап

Сначала я предложила Зап большое групповое интервью в программе «Путешествие к центру себя». Сразу несколько участниц задавали ей самые разные вопросы в течение дня, а она отвечала. Вот что из этого получилось.

А после этого я пригласила Зап в Пермь — она придумала для нас большой тренинг о Свободе. И когда мы познакомились лично, мы побеседовали специально для журнала «Жить интересно!».

— Зап, чем вообще ты занимаешься в жизни?

— Познанием самой себя, в основном. Делаю я это с помощью работы фотомоделью. Хотя, это больше творчество, чем работа. С помощью тренингов, с помощью выступлений. С помощью всякой писательской деятельности. С помощью размещения фоток в Instagram.

Еще в моей жизни есть жонглирование с хрустальными шарами, танцы (я танцую стриптиз). Я учитель йоги. Еще я — ведущая шоу.

Тренинги, встречи — это, наверное, основной сейчас способ моего воплощения в реальности. Раньше было больше шоу.

— Расскажи, пожалуйста, немножко про твой обычный день?

— Это, наверное, покажется странным, но мои обычные дни проходят довольно скучно. Хотя многое зависит от того, где я нахожусь. Если мы с мужем отправляемся куда-то (мы были с ним в Крыму, на Ибице), мы пытаемся составить график, где все расписано по часам, и пытаемся этому графику следовать. Часто это получается, и мы успеваем много всего сделать, но прелесть графика в том, что его можно нарушать и заниматься чем-нибудь другим.

Сейчас я живу в Питере. Мой день начинается около десяти утра. Час-полтора-два уходит на какие-то личные тренировки, еще несколько часов я посвящаю интернет-активности, разнообразной работе. Как правило, почти каждый день (а бывает и по два раза в день) я участвую в каком-то тренинге, иногда веду тренинг сама. Заканчивается день разговорами на кухне. Часа в два-три ночи я сладко засыпаю.

Еще в течение дня я много учусь.

— Чему ты учишься?

— Сейчас я работаю по нескольким книгам (одна из них — «Путь художника»), слушаю несколько видеолекций одновременно (это привычка — делать все и сразу), применяю то, что узнала. Еще я учусь разнообразным танцам, недавно это был балет. Я занимаюсь голосом, у меня очень интересный преподаватель-буддист, он учит меня осознанности в каждом звуке, который я произвожу.

Я очень много учусь на тренингах, которые я веду. Хочешь чему-нибудь научиться — делай тренинг. У меня каждую неделю происходит тренинг, встречи клуба «Свободная любовь». Там есть какая-то тема, которую мы освещаем, и для того, чтобы подготовится к этой теме, мне нужно перелопатить какое-то количество материала. Я очень многому учусь, разговаривая об этом с людьми, слушая их идеи.

— С чего началось твое исследование себя?

— В ноябре этого года у меня, в некотором смысле, праздник: десять лет с пробуждения. Это случилось в 2003 году. Не в один момент, не сразу, но, тем не менее, в ноябре случилось такое, что я сейчас называю «пробуждением», хотя раньше я не думала об этом именно так.

Я поняла, что живу несчастливо, мне это не нравится, я хочу научиться быть счастливой. Я начала искать людей, которые, по моему мнению, живут счастливо. Подсматривать, подглядывать за ними, как они это делают. При этом я не знала, счастливы ли они на самом деле или нет. А очень часто получалось так, что внутри-то они счастливы не были. То есть это было какой-то маской, за которой ничего не стояло.

зап1

Фото — Alexandra Yakushina

Постепенно я научилась различать, буквально с первого взгляда, кто действительно счастлив, а кто прикидывается. Я закапывалась все глубже и глубже в эту науку, мне начали попадаться действительно счастливые люди по всем фронтам. Может быть, не самые просветленные, просвещенные, умные, богатые, но действительно счастливые.

Постепенно их становилось все больше и больше, и я даже не заметила, как сама научилась быть счастливой практически постоянно. Лет пять назад случилось такое, ну, «официальное» пробуждение, когда я начала жонглировать, танцевать, чудить по-всякому, уже не скрываясь от людей, не пытаясь казаться «нормальной». И мир меня, в общем-то, только поддержал.

— Начала чудить? Как это выглядело?

— Первым делом я побрилась налысо. Не в знак протеста, не по приколу, а потому что проиграла волосы в нарды. Это было в Абхазии на Новый год. Компания собралась самая вдохновляющая. Мы дивно проводили время, гуляли по горам, вели психологические беседы, занимались какими-то танцами и играли в нарды на ставки. Однажды ставкой были волосы на голове, и я проиграла.

Когда я через пять дней вышла на работу, в офисе, конечно, все офигели. Приличная международная компания, там все пытались заставить меня ходить в офис-луке и все такое. Но волосы же обратно не приклеишь. Увольнять тоже жалко, хороший работник. В общем, ко мне постепенно все привыкли и отстали от меня.

— Когда ты поняла, что в жизни назрели более серьезные перемены?

— Я продолжала работать в офисе «с девяти до шести», потом ехала в школу жонглеров вести мастер-классы до полуночи, потом мы с друзьями сидели на кухне часов до трех и разговаривали. В семь я просыпалась, чтобы ехать на работу. Это было прекрасно. Мне не хотелось спать, меня перло от того, что происходит, я была влюблена в жизнь и в саму себя.

Где-то через год-два я поняла, что работа мне совсем не нравится, что она отвлекает меня от жизни. А поскольку главной функцией работы было материальное обеспечение — то, что мне, в общем-то, не особо нужно, потому что меня уже моя остальная жизнь вполне подпитывала — я решила, что с работой надо завязывать. Я сказала: «Ребята, ищите мне замену». Поначалу меня не хотели отпускать, несмотря на все мои финты, потом все-таки нашли на мое место другого человека, и я ушла. И все. Стала делать то, что я делаю.

— Я на тренинге записала твою фразу: «У меня нет времени на негатив и на ругань, давай я тебя лучше обниму». Ты всегда такая?

— Нет, я живой человек. Есть люди, которые меня бесят и выносят мне мозг. Я с этим работаю, и это очень интересная работа. Я даже благодарна тем, кто пытается это сделать, потому что это тоже процесс понимания самой себя, своих слабостей, каких-то своих белых пятен или мрачных, темных пятен.

У меня был такой период в жизни, когда я безудержно практиковала позитив — знаешь, такой, с розовыми очками, с бабочками в животе. Это была моя ментальная практика в ответ на весь тот негатив, мрачняк и трагедию, которая была в моем подростковом периоде, мне надо было дотянуть себя до обратного полюса. Идиотский, безудержный позитив у меня был в жизни. И я поняла, что это не останавливает появление негатива, ощущения эти находятся гораздо глубже, бессмысленно закрывать на них глаза и прятать скелеты в шкафах. Сейчас я наконец-то осознанно пришла к тому, что надо открыть глаза на все, что происходит в жизни. Это происходит — и это прекрасно. Со всеми моими реакциями, какими бы они ни были.

Вот еще, из випассаны: «Ага, со мной случилось что-то плохое. Посмотрим, сколько это продлится».

— Подари мне, пожалуйста, четыре рецепта счастливой жизни от Зап.

— Давай! По материалам лекции «Искусство жить».

Первое: взять ответственность за свою жизнь исключительно на себя. Перестать перекладывать свою ношу на других.

Второе: научиться пребывать здесь и сейчас всегда.

зап2

Фото — Стас Ахунов

— Как?

Вот так. Здесь и сейчас — вот оно. Есть, естественно, такие моменты, когда надо что-то обдумать, проанализировать, спланировать. Обдумала — вернулась в «сюда». Даже когда ты обдумываешь, все твои ощущения в теле продолжают происходить. Очень хорошая привычка для возвращения «сюда» — это наблюдение за дыханием. Когда ты занимаешься дыхательными упражнениями — пранаямой и прочими, ты начинаешь замечать все ощущения, которые происходят внутри тебя в процессе дыхания.

Если что-то меняется — ты сразу «просыпаешься». Это очень хороший звоночек, чтобы предотвратить появление каких-то негативных ситуаций. Очень часто мы знаем, что в нашей жизни произойдет что-то мелодраматичное. Плохое, хорошее — не важно. Важно, что мы знаем об этом заранее. Дыхание нам об этом говорит, ощущения в теле нам об этом говорят.

Третий принцип — это думать либо о хорошем, либо конструктивно.

Негатив в целом неполезен и вообще не помогает. Если случилось что-то трудное, тяжелое, расстраивающее, надо конструктивно подойти к этому моменту. Есть проблема — есть решение. Эмоции негативные совершенно не нужны. Есть хорошее — можно порадоваться.

Да, вот еще цитата с тренинга: «Энергия — она не плюсовая и не отрицательная, она просто есть или ее нет».

Похоже на кнопку on/off. Скажем так, я даже не считаю, что ее нет, она всегда есть — непроявленная, та, которую мы не способны ощутить. Энергии бесконечное количество, ее хватит на всех. Знаешь, как иногда говорят — если все люди станут художниками, кто будет машины собирать, строить дома и всякое такое? А я думаю, найдутся те, кто станет художником в этом, вот и все.

И получается, что у нас есть энергия и есть способность ее ощущать. Эту способность мы можем развивать. Точно так же у нас есть способность ее трансформировать.

Когда у нас ум вредный, избалованный, негативный, у нас очень высокая способность трансформировать энергию в негатив. Если мы его тренируем на обратный процесс — он научается трансформировать энергию в то, что нам надо. Не всегда только в позитив. Но то, что нам не нужно, мы убираем, для этого у нас есть инструменты.

Ну и последнее свойство счастливой и хорошей жизни — это делать добрые дела. Просто делать добрые дела для всех, кто здесь есть: для себя, для родных и близких, для незнакомых людей, просто для мира.

— А куда включить движение и постоянное развитие?

— Это включается в четвертый принцип, по-моему. В добрые дела. Потому что если мы не двигаемся, мы делаем себе зло, мы болеем. Саморазвитие и физические упражнения — это тоже ответственность за пребывание в настоящем моменте. Потому что мы делаем физическое упражнение здесь и сейчас — в этом и кайф.

— Еще какой-нибудь секрет от Зап откроешь?

— У меня есть хороший совет для всех, кто спрашивает: «Как избавиться от того, что мне грустно, плохо, я делаю какую-то фигню, ору на родных?» — и тому подобное. Хорошая ментальная практика — в каждый момент, что бы вы ни делали, задавать себе вопрос: «Это то, что я хочу сейчас делать?» Кто пляшет и поет, тот пляшет и поет, кто пашет и кует — тот пашет и кует. Хочешь ковать — куй! Хочешь плясать — пляши! Это то, что я хочу делать. Я хочу плясать, я хочу делать вот это. Если нет — все, стоп, я делаю то, что мне нравится. Я хочу сейчас с тобой обсуждать это и разговаривать, потому что, во-первых, я предвкушаю огромную известность, которая на меня после этого обрушится (смеется), а во-вторых, такие разговоры с умными людьми очень помогают мне самоопределиться, стать более чистой и понятной для самой себя.

— Давай еще немножко поговорим про йогу. Что принесла йога в твою жизнь, что она тебе дала и чем она тебя поддерживает сейчас?

— Я начала заниматься йогой пять лет назад. Могу сказать, что йога стала стилем моей жизни, на который я могу нарастить все, что угодно. Но йога — это инструмент, это не самоцель, нужно это понимать.

Не нужно думать о йоге, будто она — главный смысл жизни. Я встречала таких людей. Они задвигают всю свою жизнь в ящик, отказываются от нее и начинают жить идеалами, которые какие-то бородатые дядьки придумали и прописали в своих трактатах. Остановить внутренний диалог, практиковать аскезу, целибат и прочее. Все это здорово, но я должна понимать — зачем это мне? Моя задача — освоить это в моей жизни, не отказываясь от всего того, что в ней есть.

Йога ведет меня к моей цели. Моя цель — познать, кто я есть, в процессе. Все инструменты, которые предлагает йога, и она сама как инструмент — в моем распоряжении.

— Расскажи мне, пожалуйста, то, что очень хочется рассказать еще.

— Я очень люблю рассказывать всем про бабушку. Моя бабушка была стихийным буддистом, и я проводила с ней достаточно много времени. Каждое лето по три месяца мы жили с ней на даче. И каждый вечер мы с ней сидели, у нас закипал горячий чайник, мы наливали в стаканы кипяток, клали пакетики, и чай начинал растворяться в воде, такими коричневыми колечками, я прямо это вижу. В такие моменты я говорила: «Бабушка, а расскажи, что ты делала, когда тебе было вот столько лет, где ты жила?» — и все такое.

Для меня бабушка была машиной времени. Она начинала мне рассказывать, у нее закатывались глаза, подергивались дымкой, и я тоже вместе с ней улетала куда-то туда. И путешествовала на медицинском поезде в Туапсе, жила в какой-то пустыне, когда там пролетела шаровая молния, и мне обожгло руки практически до кости (потому что бабушка держалась за косяк двери). И была с ней в Монголии, мы искали воду и питались только кислыми монгольскими ананасами и утками. Она работала геологом в 40-50-е годы, жрать там особенно было нечего. И она ходила работать, искать воду, а ее муж ходил стрелять уток. Там, в поезде на Караганду, родилась моя мама.

А потом в 1954 году бабушке дали «Волгу» с оленем — практически, первую, машин еще толком не было тогда. И на этой «Волге» с оленем они с мамой объехали все республики Советского Союза: Латвию, Украину, Беларусь, Кавказ.

Бабушка рассказывала мне все эти истории о своей жизни. И все они, по крупицам, давали мне мой смысл жизни — приводили к выводу, что надо жить на полную катушку, прямо сейчас, как будто сейчас — последний миг. Что я буду вспоминать, когда я буду старая? Какая разница, обеспечу ли я себя пенсией, какими-то гарантиями?

— А какой ты себя видишь в 85, 90 лет?

— Я буду очень ржачной бабкой, если я доживу до такого возраста. Буду жечь просто по полной программе. Если я к тому времени не стану каким-нибудь гуру, бродящим босиком по земле или суперуспешным супертренером с миллионами… даже не знаю, у меня нет никаких идей на эту тему. Я знаю, что это будет круто. Я знаю, что все те сомнения и страхи, которые посещают сейчас людей, которые пытаются обеспечить свою старость, продавая за это свою юность, не будут иметь никакого значения. Я знаю, что эта жизнь будет цветным, веселым калейдоскопом, что это будет игра. Я знаю, что я не достигну просветления в этой жизни, мне и не надо. Я для себя подумала, решила и поняла, что в этот раз I have fun. А потом будь что будет. И я знаю, что я умру скорее всего с улыбкой на лице.

— Давай еще одно слово или фразу — твое послание миру.

— Вдох и выдох. Наблюдайте за дыханием.

 

Сборка статей про рационалов и иррационалов и про сканеров и дайверов.

***

Вот так это выглядело в журнале

01

02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14