Ник Оуэн «Магические метафоры»

10.06.2014

mag_metaforЕсли вы любите истории и метафоры, если вы выступаете публично и хотите, чтобы выступления ваши были сочными и живыми, вам стоит прочесть эту книгу – или хотя бы рецензию на нее.

Как и для чего можно использовать истории:

Истории столь привлекательны, потому что находят свой путь к читателю самыми разнообразными и иногда непредсказуемыми путями.Вот лишь несколько способов применения историй:

1. Просто для удовольствия.

2. Для изменения состояния, настроения или уровня энергии человека или группы людей.

3. Для переформулирования проблемы.

4. Чтобы увидеть поведение или позицию в новой перспективе.

5. Для разрушения ограниченного взгляда на мир.

6. Для изменения неприемлемого поведения.

7. Чтобы ненавязчиво преподнести некоторую точку зрения.

8. Чтобы развить креативность.

9. Чтобы активизировать нервные центры, пробудить мозг и внести информацию в открытое сознание, которое ждет завершения.

10. Как введение, очерчивающее ключевые моменты или мысли, которые будут развернуты позднее.

11. Как итог или обзор уже преподнесенной информации.

12. Для открытия новых возможностей и значений.

13. Для организации дебатов или дискуссии.

14. Для изменения или укрепления существующего взгляда на мир.

15. Чтобы развить навыки самопрезентации и публичного выступления.

16. Чтобы продемонстрировать, как люди реагируют на встречу с картой мира, не соответствующей их собственной.

17. Чтобы разогреть групповой аппетит.

18. Чтобы вызвать интерес.

19. Чтобы сделать некоторую мысль более запоминающейся.

20. Чтобы сформировать яркие ассоциации в сознании слушателя.

21. Чтобы удивить людей.

22. Чтобы познакомить их с мудростью другой культуры.

23. Чтобы ввести аудиторию в состояние легкого транса или сна.

24. Чтобы возбудить активность правого полушария.

25. Чтобы пробудить к работе оба полушария мозга.

26. Чтобы ввести информацию, минуя уровень осознания.

27. Чтобы сделать информацию более содержательной и запоминающейся.

В книге таких способов – 58! Некоторые повторяются.

 

Рассказывание историй – это искусство

Для развития этого искусства нужна практика и внимание к обратной связи, которую вы получаете.

Смотрите на искусных рассказчиков, слушайте их внимательно и спрашивайте себя: «Что такого он сделал, что произвело на меня столь большое впечатление? Как он добился этого?» Если вы сможете обнаружить, что и как он делает – вы сможете это смоделировать.

Рассказывайте истории и внимательно отмечайте реакции зрителей. Соответствует ли реакция аудитории тому, что вы ожидали? «Хороший рассказчик подобен накатывающей на берег волне. Вы погружаете слушателей в легкий транс, напоминающий сон наяву, и, когда вы добиваетесь этого, вы с легкостью можете перемещать слушателей из одного состояния в другое».

И после завершения работы можно задать себе множество полезных вопросов, чтобы улучшить свое мастерство.

  • Что пошло не по плану?
  • Что я мог сделать вместо этого?
  • Какой вариант был бы самым удачным?
  • Какими ресурсами я обладал, но не воспользовался?
  • Насколько успешно я структурировал свою историю?
  • Правильное ли было выбрано время для рассказа?

А если всё прошло успешно, можно спросить себя: «Что я сделал, чтобы достичь такого успеха?»

Можно пригласить на «выступление» кого-нибудь, кто мог бы дать специфическую обратную связь – на основании важных для вас элементов. Этот человек может следить, например, за зрительным контактом с аудиторией, за громкостью голоса, за использованием тишины и пауз, за тем, чтобы телесные проявления поддерживали повороты истории.

Можно записать рассказ на видео (это уже мои размышления) и внимательно посмотреть на себя со стороны. Полезно будет иметь какие-то критерии для оценки (как в случае с наблюдателем), иначе будет довольно сложно дать себе объективную обратную связь. Я, например, очень не люблю смотреть записи своих тренингов. Хотя я точно знаю, что умею погружать слушателей в транс во время историй, что хорошо у меня получается проводить мероприятия – смотреть записи я не люблю и обратная связь может быть совсем не объективной. Буду учиться смотреть на себя и разбирать полёты, полезные вопросы для этого у меня теперь есть!

Рассказывание историй – это путешествие, и дорога к совершенству не имеет конца. Вы всегда можете сделать все еще лучше.

Если вы рассказываете историю, а не читаете её, вам нужно сделать её своей. Для этого можно создать скелет истории и использовать его как базу для собственной интерпретации.

Поиграем в «Угадай историю?»

Двое монахов

Женщины: не говорить, не прикасаться

Сезон дождей

Разлившаяся река

Женщина

Старый монах переносит ее

Молодой – игнорирует

Один час в режиме нон-стоп

Наконец

Я… Ты…

 

Что это за история?

 

Зачем вы рассказываете эту историю?

Важно выбирать истории, которые оказали влияние на вас, вам показались сильными и занчимыми. Тогда получится установить эмоциональный контакт с этой историей, это будет выражаться в тоне голоса, в силе слов, которые будут пропитывать каждый поворот сюжета.

И так же важно задать себе несколько вопросов, готовясь к выступлению:

▪ В какое состояние вы хотите ввести аудиторию?

▪ Должна ли эта история вдохновить их? Успокоить? Заинтересовать? Бросить вызов?

▪ Или необходимо все вышеперечисленное, но на разных этапах истории?

▪ Какую цель преследует эта история на индивидуальном, социальном, культурном, образовательном уровнях?

Когда вы будете четко знать свои цели, вы сможете прикоснуться к сердцам других людей. Вы сможете выбрать нужную историю в нужный момент времени.

Где брать истории?

В газетах, книгах, фильмах, в телевизоре, в анекдотах, в курьезных случаях из жизни, в интернете.

Экспериментируйте с пересказом одной и той же истории разными способами, меняйте историю, чтобы достигать разных результатов.

Какие ещё идеи из этой книги я возьму в дело:

  1. Можно начинать мероприятия с метафор и историй (а можно завершать ими или ставить их в середину).
  2. Можно объединять метафору с настоящей группой и менять ее в зависимости от темы (например, сделать главными героями историй менеджеров пассивных продаж, для которых проводится мероприятие).
  3. Вживлять обстановку проведения тренинга метафору (внедрить такие же стулья, как в аудитории, в ландшафт метафоры, например).

Книга построена как разговор Мастера с Учеником. Это любопытный ход, но несколько притянутый за уши. И сами истории – я прониклась только парой из них. Мне они не показались глубокими, я не смогла их прожить. Гораздо больше тронули мое сердце истории из книги «Куриный суп для души». Но за выданную в книгу теорию это можно простить, видимо, автора эти истории очень уж вдохновляют.

Вот пара историй, которые мне понравились:

Эйнштейн и интеллект

Однажды Эйнштейна спросили, в чем он видит основное различие между собственным интеллектом и интеллектом других людей. Он задумался ненадолго, а затем ответил: «Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливается, как только найдут ее. Но я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголку».

Информационные технологии

В первые дни освоения космоса США и Россия отчаянно боролись за то, чтобы первыми увидеть поверхность Луны. Престиж, признание и национальная гордость зависели от этого.

Основной задачей астронавтов было получение и фиксация информации.

Но возникла большая проблема.

При отсутствии гравитации ручки переставали писать. И тот, кто смог бы решить эту задачку, мог стать и победителем космической гонки.

Правительство США бросило миллионы долларов на оплату исследовательского проекта по изготовлению специальных ручек. В итоге была разработана ручка с мини-помпой.

А в России всем космонавтам выдали карандаши.

Книгу можно скачать, а где купить – я не нашла.

 

Вот ещё интересное: