Представьте, что вы сидите в маленькой студии. На вас — наушники, а перед вами — микрофон. И вы знаете, что всё то, что вы сейчас скажете, услышит миллион человек. Что бы вы тогда сказали?
Это магическое чувство: ты сидишь перед микрофоном и понимаешь, что можешь сейчас влиять на состояние и настроение людей. Они сейчас едут в машине или автобусе на работу или с работы, а может, задумавшись, смотрят в окно. А ты можешь сделать их день чуть-чуть лучше своими словами или музыкой.
Полтора года назад я начала говорить с авторами нашего Издательства в прямом эфире и выпускать подкасты. В этих беседах — действенные способы перебраться на новый уровень жизни, истории о взлетах и падениях, размышления о ценностях и смыслах.
Наконец-то у меня получилось соединить мою любовь к радио с пользой, и это оказалось не так сложно, как думалось. И теперь я хочу поделиться своим опытом с вами.
Что нужно, чтобы создать свой подкаст?
1. Формат подкаста
Определитесь, о чем и с кем вы хотите вести беседы. Подкаст может быть монологом. Например, я завела канал в Телеграме — там я рассказываю о книгах голосом. Я не монтирую потом эти аудио, а быстро делюсь тем, что я вычитала из очередной книги. И такой канал тоже находит своих слушателей! Потом я выкладываю эти рецензии на сайт в виде статьи. Так получается и «подкаст на коленке», и польза для блога!
Другой вариант — брать у людей интервью. Знаете тех, кто вам нравится и интересен? Понимаете, чем вы можете быть ему полезны? Видите, как ваше общее творчество может сделать мир лучше? Отлично!
На старте важны наслушанность и насмотренность. Найдите подкасты других авторов на YouTube, подмечайте, что вам нравится, а что нет. Что вы хотите сделать лучше?
2. Техника
Вы можете записывать подкасты прямо на кухне, если там будет достаточно тихо. Сейчас я пишу аудио через обычные наушники с микрофоном для телефона. Есть у меня и петличка (они бывают и с двойным микрофоном), но такие штуки нужны тем, кто записывает интервью, сидя в одной комнате с собеседником.
Если вы пишете подкасты онлайн, вам доступны все люди мира. Вы можете незаметно подглядывать в свои записи-подсказки, и всё, что вам нужно, — ноутбук, телефон и наушники с микрофоном. Начинать можно прямо сейчас, а не ждать подходящих условий. Когда ты делаешь эфир дома или в кафе, не нужно арендовать студию, максимум — заплатить за чашку чая.
Запись подкастов в студии — другой уровень. Вы можете рассчитывать на полную тишину, пригласить гостя, вручить ему микрофон и себе подключить петличку. Звук будет на порядок лучше! Но самое ценное — при личной встрече эмоций наверняка будет больше. Но это не точно.
3. Знания о монтаже или специальный человек
Подкаст можно выпустить в «сыром виде». Например, приложение Anchor позволяет записать разговор и смонтировать его тут же — всё делается через телефоны и наушники.
А можно упаковать подкаст в красивую «обложку» — записать интро (начальная отбивка), выбрать фоновую музыку, вставить звуковые врезки, записать саммари в конце, проанонсировать следующего гостя или добавить яркое обращение к зрителю. Можно убрать оговорки и технические заминки, почистить и выровнять звук.
Начинать можно с малого, постепенно привлекать специалистов или осваивать монтаж звука самостоятельно. На Радио Максимум я монтировала передачи сама. Сейчас я передала эту работу звукорежиссёру.
4. Размещение подкаста в интернете
С каждым месяцем размещать подкасты становится всё легче и легче. Раньше сервисы были платными, а раскладывать по разным порталам своё творчество нужно было вручную.
Я нашла anchor.fm — и довольна! Он самостоятельно раскладывает подкасты на разные платформы, бесплатно хранит материалы, формирует rss-ленту, ну и сейчас позволяет зарабатывать на подкастах.
Подкасты сейчас запустили вконтакте, их можно выложить на ЛитРес, в Яндекс.Музыку и на другие площадки.
5. Подготовка к интервью
Моя подготовка к интервью длится месяца два-три (но это специфика Издательства — сначала мы делаем вместе с экспертом рабочую тетрадь для набора Tesoro notes, потом записываем эфир). Так что я сначала изучаю своего гостя, слежу за ним и пытаюсь понять, чем цепляет, чем может заинтересовать зрителя, каким исключительным опытом поделиться. Потом мы готовим блокнот, и я начинаю видеть ещё больше за буквами и словами. К эфиру я знаю про моего гостя достаточно много, чтобы не задавать стандартных вопросов. Я знаю его тему, историю, чувствую ценности.
Research — исследование — делать необходимо. Чтобы не нащупывать темы судорожно во время разговора. (Это может провалить подкаст!)
Когда я начинала, я предложила читателям придумывать вопросы вместе. Так у меня сформировались 15 вопросов гостям. На третьем интервью стало скучно: люди разные, и кто-то расскажет всё-всё про продуктивность и планирование, а другого стоит спрашивать про путь силы или предназначение. Наши беседы стали чем-то бОльшим, чем ответы на типовые вопросы.
Именно поэтому я очень скоро поменяла тактику, задавая всем экспертам разные вопросы. А набив руку, заметила, что лучшие вопросы рождаются во время эфира, в моменте.
Но это мой путь. Он подойдет не всем. Кому-то уютнее импровизировать, кому-то — быть подготовленным к беседе и даже выслать вопросы гостю заранее. Ищите свой путь!
Я всегда прошу авторов рассказывать истории, а не только факты и последовательность действий. Получается интересный рассказ о пути к цели. Истории не оставляют никого равнодушными.
Истории — это часть и моей подготовки. Если я перед эфиром вспоминаю яркие моменты из жизни, подходящие по теме, то я могу при необходимости заполнить паузы, дать время гостю вспомнить свои рассказы. Это также помогает мне проявить экспертность и стать ближе к слушателям.
А ещё я прошу поделиться практиками, которые помогли в той или иной ситуации. Эти практики мы потом форматируем в красивые pdf-ки, которые можно распечатать и выполнить после эфира.
В интервью часто используют блиц-опросы: серия вопросов, на которые нужно отвечать кратко и быстро. Их ставят в начале для разминки. Я такие вопросы в одном сезоне подкастов поставила в конец. Гости этого не ожидали — вроде, уже про все поговорили, и тут вдруг ещё четыре вопроса! При этом вопросы получились глубокими и интересными, одна гостья у меня чуть не расплакалась в эфире.
Вы проявите заботу, если заранее подготовите ссылки на книги, фильмы, практики, сильные вопросы или другие беседы на тему подкаста и дадите ссылки на них.
6. Продвижение подкаста
Когда вы сделали подкаст, нужно начинать везде а нем рассказывать. А может быть, стоит начинать рассказывать о подкасте с момента задумки до момента реализации, пользоваться поддержкой и идеями читателей!
Нарисуйте большую «умную карту» всех-всех каналов, где вы будете продвигать свою новую идею.
Подумайте, как вы ещё можете использовать подкасты. Скажем, когда у меня было больше тридцати расшифрованных в текст подкастов, набрался материал для новых блокнотов Tesoro notes. Мы исследовали тему энергии, а я так или иначе у всех авторов про неё спрашивала.
Тексты этих прямых эфиров вылились в классный сборник от том, как можно свою энергию восстанавливать и увеличивать. Вы точно так же можете нарезать подкасты на кусочки и тиражировать этот контент в разных форматах, на разных площадках.
Пишите о своем деле чаще и просите гостей анонсировать подкасты у себя, чтобы их аудитория присоединилась к вашей.
Таким образом вы будете постепенно расширять аудиторию. Если вы делаете что-то действительно классное, люди начнут делиться, рассказывать об этом.
7. Монетизация подкаста
У любого подкаста есть расходы, но и доходы тоже есть. Когда подкаст набирает определённое количество прослушиваний, его автор может размещать в своих эфирах рекламу или, например, продавать участие в нём.
Я выбрала вариант краудфандинга и платформу Patreon.com , куда мы выкладываем анонсы подкастов и дарим бонусы и подарки тем, кто становится нашим патроном, то есть делает небольшой ежемесячный взнос.
Например, за 1 доллар в месяц вы первым узнаете о выпуске подкаста, за 5 — к каждому подкасту будете получать pdf-файл с практикой от гостя на тему разговора.
Вот так выглядит наша страница: Olga Skrebeyko is creating podcast | Patreon
Чтобы было не страшно начать
Иногда лучше выбрать самый безопасный путь для старта: например, закрытый канал в Телеграме, куда вы выкладываете разговор и просите добрых друзей вас поддержать, дать конструктивную обратную связь. (Не зовите всех подряд, если боитесь, что кто-то придет и скажет: «Фу, какую фигню ты придумал!») Так можно откатать несколько первых выпусков, проверить гипотезу, выслушать обратную связь, улучшить подкаст — и потом уже выпускать его в свободное плавание.
Будьте готовы к неожиданностям!
На последнем эфире с Таней Мужицкой всё пошло не так: у Тани не работали наушники с микрофоном, а ко мне в кафе, где обычно тихо, влетела семья с кричащими детьми.
В итоге я вещала из машины, а Таня взяла другой телефон, поэтому начало эфира было очень эмоциональным. Слушатели нас поддерживали — мы не сдались, и эфир получился отличным! Я аж посигналила нечаянно в самый яркий момент. Именно благодаря неурядицам мы быстро стартанули и на одном дыхании провели беседу.
В другой раз эфир в фейсбуке не запустился совсем — и мы записали беседу через Zoom, а после выложили видео. И тоже неспроста так получилось — беседа была очень трогательной, мы говорили о смерти и силе жить. Возможно, так получилось бережнее для спикера и слушателей.
В любом случае, техника может дать сбой. Особенно это обидно, если вы готовились к записи давно — и вдруг всё пошло не по плану. Нужны запасные аэродромы — скажем, Zoom, где можно 40 минут бесплатно побеседовать и записать аудио/видео разговора. Или сервис belive.tv — он даёт возможность выйти в эфир на фейсбуке, добавить логотип вашей компании, подписать имена участников эфира и так далее.
Это стоит того!
Для меня каждая беседа с нашим автором — это приключение. С каждым эпизодом подкаста связана история. Когда мы говорили с Филиппом Гузенюком про счастье в деятельности, мой самый младший сын был совсем-совсем маленьким и проснулся посередине подкаста. Мой муж Саша в этой же комнате взял его на руки, и малыш начал подпрыгивать и смеяться. Так что на фоне беседы был счастливый детский смех.
Когда мы проводили прямой эфир с Зап, в дом влетела птичка. И все зрители эфира участвовали в этой истории: я побежала спасать птичку, вырвала её практически из когтей кошки и отпустила на волю.
Во время каждого подкаста я сижу с блокнотом и ручкой и записываю то, что мне видится ценным: цитаты, сильные вопросы, практики. Ценностей в каждом эфире огромное количество!
Подкаст для меня — это удовольствие от общения с классными людьми. Теплое чувство, когда я читаю комментарии с благодарностями во всех наших соцсетях.
Вот для чего я создаю свою маленькую радиостанцию — подкаст Домашнего издательства Skrebeyko.
Надеюсь, я вдохновила и вас на создание вашей радиостанции! Напишите мне, когда выйдет первый выпуск. С удовольствием послушаю!