Обсуждали с подругой, кто зачем ходит на работу.
Я, например, работала в офисе с постоянным графиком один-единственный раз в жизни, графическим дизайнером, проработала месяц. В другой раз я работала на радиостанции, но там график был более-менее свободный, привязанный только к прямому эфиру. Да и по найму я работала вот эти, пожалуй, два раза.
Подруга моя — человек, очень уважающий стабильность и порядок, и ей хорошо живётся в офисном графике. Её кажется диким, когда нет вот этого постоянства и понимания, что каждый день ждёт работа, и она понятная. И что всё день за днём будет складываться как надо.
И всё же я не могу найти для себя ни одного аргумента в работе с 9 до 18.
Прекрасный коллектив? Тусоваться можно в любом другом месте, общаясь с людьми, которых ты выбираешь. (Работа — аналог садика, школы, института, армии — коллективов, которые ты не выбираешь. Вот как с детства попадаешь в систему — так другого выбора и не видишь, и не знаешь, что можно по-другому).
Деньги? Какой ценой? Ежедневной несвободы? Иногда и скуки?
Да и даже это всё — не главное. Зачем люди ходят на работу? Какой вклад они вносят мир сидением в офисах? Проведением презентаций? Что они создают?
И дело не в часах, проведённых на работе. Помню, как организовывая Дозор, мы не спали сутками. Мы готовили игры, мы постоянно находились в поисках интересных мест для размещения кодов и загадок, которые мы могли вставить в задания. А потом проводили эти игры, ночами, и объявляли результаты ранним утром, и на следующий день считали статистику — когда горишь своим делом, можешь «работать» часами. Главное — знать, зачем.
Я помню, как одна уважаемая мною коллега рассказывала о том, как она работала с ребятами-одноклассниками её дочери. Она нарисовала колесо, разделила его на сектора и попросила молодёжь написать в каждом секторе, зачем они ходят в школу. Они составили общее колесо и увидели очень неожиданную картину. Ещё более неожиданной эта картина была для родителей, с которыми Ольга поработала отдельно. Сначала она попросила их составить собственные колёса, объединила их — и открыла то, что наработали дети. Совпал ли хоть один пункт? Вряд ли.
То же самое и с людьми, которые ходят на работу. Если их «зачем» — это деньги или общение, то никакая внешняя «мотивация» не будет на них действовать. Или будет, но на пару недель. Думают ли они о том, зачем они каждый день сидят в офисе часами? Что они создают тем самым в своей жизни и жизни других людей?
Если навести резкость и поразглядывать, поисследовать, записать для себя конкретно и одним предложением: «Зачем я хожу на работу каждый день? Что я создаю для себя в каждом дне? Какой мой вклад в этот мир?» — каким будет ваш ответ?
Мне кажется, нас не учат думать. Нас учат не думать. И это страшно.
Просто представьте на минутку: как если бы каждый человек нашёл то дело, от которого у него выступают на глазах слёзы, от счастья сопричастности. Представили? Представьте себя: как вы занимаетесь тем, что раскрывает полностью ваши таланты? Как каждый день приносит счастье, и ощущение того, что жизнь наполнена смыслом. Каждое дыхание, каждое движение.
Я бы хотела поддерживать людей в открытии их талантов. Почему-то мне иногда приходят в голову весьма любопытные профессии. Девушка Наталья, прекрасный массажист, могла бы вести тренинги по смеху — настолько она весёлая и задорная хохотунья. Я вот не умею смеяться так задорно и в голос. Другая любимая мною девушка, Мария, могла бы развить в себе уникального специалиста по художественному плачу. Вот серьёзно: я не смеюсь в голос и очень редко плачу. А иногда так полезно прореветься! Это и очищение, и освобождение, и вообще полезно! И вот Маша тот человек, к которому я пришла бы безопасно поплакать.
Я всё это к чему — задавайте себе этот вопрос: зачем? Зачем я хочу на работу? Что я на самом деле создаю, творю, сотворяю в каждом дне?
Я могу рассказать вам множество волшебных историй о том, как люди выходили на свой Путь. Для этого вы не можете быть слишком молодым, слишком старым, слишком женщиной или слишком мужчиной. Главное — увидеть этот Путь. И сделать первый шаг…
Художник — Pascal Campion