Я наблюдаю за этим явлением с огромным удовольствием, отголоски его приходят изо всех стран, с конференций и форумов, и эта тенденция докатилась даже до нашей маленькой Перми. О чём я? О маленьких, камерных, очень концептуальных магазинчиках, где торгуют качественными, подобранными с любовью товарами. Или о небольших интернет-магазинах, владельцы которых даже сайт не делают, а продают что-то, сделанное вручную или найденное на рыночках Европы, через инстаграм.
Люди не хотят больше быть как все, покупать то, что покупают все, смотреть одни и те же шоу по телевизору, ну и так далее.
«Внимание, сюрприз! Оригиналы сегодня стали важнее большинства, потому что теперь большинство составляют именно оригиналы» – это написано прямо на обложке книги под названием «Все мы оригиналы. Пипл больше не хавает» (Сет Годин).
Я прочитала эту маленькую книжку очень быстро. Я бы даже не назвала это книгой: Сет Годин поименовал это манифестом (это довольно ходовая, особенно среди англоязычной аудитории, форма бесплатных книг, распространяемых через интернет и раскручивающих автора). Манифест по объёму, конечно, больше, чем статья, но по количеству качественного материала (о, как сказала:) на хорошую книгу, увы, не тянет. Ещё из минусов: тяжёлый временами перевод (потому что прямая калька с английского на русском звучит слишком непривычно) и банальная невнимательность корректоров: в книге несколько раз упоминается Coca-Cola, и я вот ни разу не увидела, чтобы этот всемирно известный бренд был написан правильно. Глаз цепляется и ругается матом :)
Ну а если о плюсах. Они есть!
Я в этом обзоре процитирую всё, что задело меня лично, и, в принципе, книгу после этого можно не читать. Хотя, конечно, все мы оригиналы, и каждого человека может зацепить что-то другое, но, по-моему скромному мнению, всё остальное в книге – вода, немного политики и истории, размышления о том, как мы докатились до жизни такой и одинаковые рассуждения, запакованные в разные слова.
Уважаемые люди, творящие разные чудеса и стесняющиеся этого! Возрадуйтесь! Если вам нужно было разрешение, то великий Сет Годин, гуру маркетинга и лидерства, его вам даёт!
«…любители сегодня настолько высокопрофессиональны, что могут выполнять работу так же хорошо, как и дипломированные специалисты. И всё потому, что эти увлечённые люди, не обременённые дипломами или иными официальными “корочками”, получили возможность творить, распространять свои идеи и формировать связи. Один-единственный человек может запросто изменить традиционное представление о чём угодно – от производства по принципу “точно в срок” до дизайна маскарадных костюмов для Хэллоуина.
Любители выполняют общественно значимую работу столь же качественно, как и специалисты-профессионалы, причём получают от этого удовольствие».
Разрешение получили? Теперь делитесь тем, что у вас отлично получается, ищите своё сообщество прекрасных чудиков – и оттачивайте мастерство!
«Крис Андерсон, куратор конференции TED, миссия которой состоит в распространении уникальных идей, отметил быстрый прогресс мастерства в самых разнообразных видах деятельности – от скейтбординга до ораторского искусства. Артисты, исполнители и люди, наделённые самыми разнообразными талантами, могут размещать свои произведения в он-лайне, наблюдать, как другие улучшают их, и в результате поднимать уровень своего мастерства»
И интернет вам в помощь!
«Интернет поощряет оригинальность. Тому есть две причины:
1. Это частный контакт между двумя людьми, лишнь иногда становящийся публичным, а не публичное вещание, время от времени опускающееся на уровень частного общения. А потому моно достаточно долго предаваться разным причудам и строить из себя оригинала, прежде чем “культура” (или то, что от неё осталось) одёрнет вас, призывая остановиться.
2. Существует миллиард “каналов” информации, и вы можете выбрать себе любой, какой захочется. Обязательно отыщется канал, в точности отвечающий чаяниям любого индивида. Если такого не обнаружится – флаг вам в руки, возьмите и создайте свой канал!»
Всё еще сомневаетесь в том, что получится?
«Расчёт, который всегда срабатывал, основательно и навсегда изменился: сегодня можно преуспеть, если потакаешь причудам малочисленных групп оригиналов, которые принято называть рыночными нишами, а ориентация на нормальность или вкусы обычных людей (как их ни назови!) больше не срабатывает. Проехали!»
«…вот вопрос: найдутся ли среди таких микросегментов рынка достаточно ёмкие, чтобы их обслуживанием можно было заработать себе на жизнь? Не факт. Однако по мере того, как улучшаются возможности охвата рынка, а сам он перестёт быть анонимным, отдача, которую он приносит, компенсирует малый размер рыночного сегмента. Теперь вместо тех 5 процентов оригиналов, что составляют ваше сегмент рынка, вы можете охватить и все 20 процентов – благодаря комбинации таких факторов, как рассылка по запросы и упрочившиеся связи с различными субкультурными сообществами. Так что рынок мог бы стать и более узким (т.е. ещё более специализированным), зато ваша доля увеличивается».
Вы что-нибудь поняли в предыдущем абзаце? Вот что я имею в виду под плохим переводом: слишком длинные и сложноподчинённые фразы, резко выбивающиеся по стилистике из всего словарного массива.
Но 20 процентов больше 5, и это радует :)
В книге есть забавные примеры, вот один:
«В Threadless (интернет-магазин прикольных футболок) пошли ещё дальше. Там вообще отказались от отдела дизайна. Клиенты предлагают идеи по дизайну футболок, а Threadless добавляет их к своему ассортименту и продаёт другим клиентам. Желаете футболочку на тему “А что там у медведей на обед?” Они сделают её для вас!»
Ну а самый жирный плюс я поставлю дядюшке Сету за его рассуждения о том, как наша школьная система ломает людей оригинальных. Не буду приводить всю эту печальную песнь, приведу лишь отрывки. А огромную благодарность я, пожалуй, выражу автору напрямую, потому что он навёл меня на очень любопытную мысль о новой системе образования.
«Вот и работает эта фабрика-по-производству-нормальных-членов-общества во всю мощь, чтобы изжить в наших детках всё уникальное, привить послушание и встроить их в наше общество нормальности».
Что будет, если наши школы (и те, кто руководит ими и финансирует их) перестанут видеть в учащихся однородную массу и наснут выискивать среди них оригиналов? Что, если эти люди признают, что строгое соблюдение установленных правил не делает школу лучше, а всего лишь облегчает им задачу управлять толпой?
А я предлагаю очень простое решение проблемы: давайте не будем тратить столько времени и денег, заставляя наших детей заниматься тем, что им не по душе. Лучше выяснить, в чём ярче всего проявляется оригинальность каждого ребёнка, к чему он склонен от рождения, и поощрять его двигаться в этом направлении. И тогда уж, чур, не мешать ему!
Вот-вот, сейчас у меня параллельно этой книге идут семейные чтения историй о прекрасном Эмиле. Вот бунтарь и выдумщик! И в итоге становится уважаемым членом общества. А сколько таких примеров в современном мире!
Ведь в итоге оригинальность приводит к… счастью!
«…ученые пригли к выводу, что для любого человека в мире счастье теснее всего кореллирует с такими факторами, как возможность следовать своим склонностям, свобода делать выбор и возможность быть услышанным. Все люди, независимо от уроыня доходов, расовой принадлежности или места жительства, чувствуют себя счастливее, когда мы позволяем им выбирать то, что для них важно. Я не говорю, что больше разнообразие джинсов непременно осчастливит всех и каждого, а вот возможность жить, где им хочется, говорить, что они думают, выражать свои желания и самостоятельно выбирать себе жизненную стезю действительно сделает их счастливее».
Мы с вами все уже оригиналы и уникумы. Давайте уже себе в этом признаемся и отправимся делать мир ярче!
Книга «Все мы оригиналы. Пипл больше не хавает» Сет Годин на Озоне или в Лабиринте |